Ранее я уже писал о том, какой была история рюкзака, а также кто и как использовал эту штуковину в давно минувшие дни — почитать об этом можно в заметке «Человек с рюкзаком: как и когда появился рюкзак путешественника?». Сегодня же пришел час рассказать, какие тур рюкзаки производились на просторах нашей необъятной Родины до того, как их сменили более навороченные забугорные образцы.
Первые серийные рюкзаки для туризма
В СССР серийные рюкзаки для туризма начали производиться в промышленных масштабах еще в начале 30-х годов минувшего столетия. Это были неудобные бесформенные мешки, путешествие с которыми вряд ли можно назвать наслаждением. Что характерно, эти «колобки», с несущественными изменениями в конструкции, сохранились и по сей день, и активно использовались еще каких-то 20 лет тому назад. Когда я начинал ходить в первые походы, мой рюкзак для путешествий выглядел именно так, мда... Сегодня, конечно же, «колобки» утратили свое изначальное предназначение рюкзака для туризма, однако остались неотъемлемым элементом снаряжения многих «дачных» бабушек и дедушек.
Другой знаменательной моделью советского тур рюкзака был знаменитый на весь Союз "абалаковский" туристический рюкзак, получивший сие название в честь своего изобретателя — известного альпиниста, первым покорившего пик Коммунизма. В общем и целом, абалаковский походный рюкзак не являлся каким-либо революционным или уникальным изобретением — его конструкция разрабатывалась с заимствованием передового европейского опыта в создании туристического снаряжения.
Благо, в учителях и примерах для подражания недостачи не было — до войны Кавказ частенько посещали немецкие и австрийские альпинисты. Некоторое время спустя было налажено серийное производство упрощенной и существенно менее удобной модели "абалаковского" тур рюкзака, которая не так и давно сошла с прилавков магазинов.
Тур рюкзак Ярова и «Ермак»
Следующий легендарный рюкзак для путешествий был назван в честь А. В. Ярова. Данная модель уже являлась прототипом вполне современного рюкзака, оснащенным боковой шнуровкой и тщательно продуманной системой лямок. Единственное, чего не предусматривала система рюкзака для полного счастья, так это поясного бандажа. Все вышеперечисленные модели были бескаркасными, то есть у них отсутствовала рама или другие элементы жесткости. В этом плане от своих собратьев качественно отличался каркасный рюкзак — не менее знаменитый "Ермак". Он уже оснащался поясным ремнем и рамой из алюминиевых труб. Был, правда, у него и существенный минус — в случае падения путешественник рисковал протаранить затылком верхнюю перекладину рамы, что регулярно и происходило. Этот факт сделал «Ермак» чемпионом по количеству сломанных шейных позвонков.
«Хэнд-мэйд» рюкзаки для туризма
Тем не менее, имеющиеся в продаже рюкзаки для туризма с трудом удовлетворяли растущие с каждым днем требования отечественных туристов, в связи с чем в 70-80е годы наблюдалось увеличение количества самодельных рюкзаков. Многообразие их дизайнов затмевало ассортимент любого спортивного магазина, то же касалось и конструктивных решений. Примерно к концу 80-х сформировалась более-менее устойчивая модель «кастомного» рюкзака для походов, по непонятным причинам получившая название "американка". Суть конструкции рюкзака заключалась в следующем: роль внутреннего каркаса отводилась листу жесткого пенополиэтилена, который параллельно использовался как каремат. Высота мешка составляла порядка 80 см, ширина — 35-40 см, в нем присутствовал удобный поясной бандаж, верх закрывался вместительным клапаном, объем регулировался посредством боковых стяжек или шнуровки.
Наиболее важным плюсом такого горного рюкзака была отлично продуманная система подвески шлеек, которая подразумевала наличие третей дополнительной точки крепежа над плечами. Это не давало высокому рюкзаку оттопыриваться от спины. Ткань для рюкзака — технический капрон, добыча которого в те времена была задачей не из легких. В качестве альтернативы современным фастексам и пряжкам использовалась самодельная, выпиленная из листового дюраля фурнитура или же обычные кольца для ключей. Одним словом, каждый извращался, как умел.
Ну а в начале 90-х начали образовываться всевозможные кооперативы, специализировавшиеся на изготовлении туристического снаряжения. Многие из них стали впоследствии уважаемыми конторами, чья продукция пользуется спросом и по сей день. Кроме этого, после развала Союза на наши просторы хлынули импортные модели рюкзаков. Иными словами, единственное, что требуется от современного туриста, — это сделать правильный выбор, совместимый с его бюджетом.