Что обычно знает о видах рюкзаков рядовой обыватель, толком не нюхавший дым от костра, рассвет в горах, и носки в палатке? Ну, мешок, ну, с лямками — один больше, другой меньше. Ах да, еще бывают красненькие, черненькие, и желтенькие… На самом же деле, модели рюкзаков, представленные на прилавках современных спортивно-туристических магазинов, настолько разнообразны, что глаза в панике разбегаются. В этой связи, прежде чем замахнуться на тему выбора рюкзака для похода, считаю нужным провести ознакомительный инструктаж о их разновидностях. Тема сегодняшнего разговора: виды (типы) рюкзаков.
Кстати, кто еще не читал, предлагаю ознакомиться с кратким образовательно-познавательным экскурсом в историю рюкзаков:
• Человек с рюкзаком: как и когда появился рюкзак путешественника?
• Тур рюкзаки для походов — какими они были в СССР
Типы рюкзаков: мягкий рюкзак универсальный
Нередко для придания жесткости приходится выкручиваться собственными силами, к примеру, укладывать внутрь каремат или иные каркасные элементы. А это, как известно, не лучшим образом сказывается на полезном объеме рюкзака. В то же время, грамотно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает своим каркасным собратьям, и даже выигрывает у них в плане веса.
Виды рюкзаков: каркасные рюкзаки
Сегодня каркасные модели рюкзаков являются наиболее распространенными и популярными, и это вполне закономерно. Как правило, роль каркаса выполняют легкие, но при этом прочные алюминиевые пластины, наличие которых придает спинке мешка необходимую вертикальную жесткость. Гораздо реже, но все же встречаются рюкзаки, в которых каркасом служит пластиковая анатомическая вставка во всю ширину спинки рюкзака. Несущая конструкция каркасных «бэгов» целиком или частично (для вентиляции спины) интегрирована в мешок. Зачастую пластины можно вынуть, тем самым превратив каркасный рюкзак в мягкий.
Модели рюкзаков: станковый рюкзак
Это максимально усовершенствованный «каркас», конструкция которого подразумевает наличие надежной внешней рамы, к которой крепится подвесная система (шлейки и поясной бандаж) и основной мешок. Последний может и отсутствовать, тогда взамен него имеется специальная система крепежей, позволяющих фиксировать на станке самые разнообразные грузы. По большому счету, дорожный рюкзак станкового типа — это мощная рама с подвесной системой, на которую путник цепляет все что угодно, и как угодно.
Станковые модели горных рюкзаков популярны за счет того, что с их помощью можно с удобством транспортировать тяжелую и негабаритную ношу, что особо актуально в ходе длительных экспедиций (к примеру, в процессе заброски к месту дислокации альпинистов или спелеологов). Именно «станки» используют горные носильщики для доставки провианта и пр. в отдаленные горные хижины.
Среди них даже устраиваются соревнования, в которых побеждает тот, кто затащит больше всего груза на максимальное расстояние. Одним из современных чемпионов является носильщик Лацо Куланга, который сумел поднять с помощью станка 207 килограммов на высоту 1.5км! Станковые модели нередко модернизируют — к примеру, прикрепляют колесики, на которых рюкзак можно с удобством везти по условно ровным дорогам. А еще на них так удобно сидеть, используя в качестве стула во время стоянок и привалов…